Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребёнка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Признание права любого ребёнка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Одним из главных ориентиров программы «Доступная среда» является создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Информационный портал «Доступная среда»
Здание школы построено в 1980 г. без учета требований современного общества, удовлетворяющих первичные потребности для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
В целях обеспечения условий доступности для инвалидов в МАОУ СОШ № 9 был составлен, утвержден «Паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры». В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. № 114 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам” в 2022 году была проведена независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (Приказ Управления образования Администрации города Усть-Илимска № 169 от 21.02.2022г.). По результатам экспертизы разработаны поэтапные планы по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг на 2023-2025 годы.
В МАОУ СОШ № 9 обучаются дети следующих нозологических групп:
- обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи;
- обучающиеся с задержкой психического развития;
- слабовидящие учащиеся;
- слабослышащие учащиеся;
- учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- учащиеся с иными ОВЗ.
В школе имеются три спортивных зала, футбольное поле, хоккейный корт, баскетбольная и волейбольные площадки. Все эти сооружения и помещения используются для проведения занятий физической культурой обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
В соответствии с требованиями к организации пространства в школе есть кабинет социально-психологической службы, кабинет логопеда, специально оборудованные кабинеты для проведения занятий педагогом-психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Здание школы, кабинеты и помещения для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры соответствуют существующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательных отношений.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Инвалиды и дети с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Материально-техническое оснащение МАОУ СОШ № 9 обеспечивает необходимые условия для детей с ОВЗ и способствует достижению обучающихся с ОВЗ установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП соответствующего уровня.
В школьной столовой организовано двухразовое питание детей ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств субсидии (завтрак и обед).